КАТЕГОРИИ


Главная  >   Новости  >   Главные новости  >   28 марта представитель Ассоциации "ЭкоСтрой" Татьяна Эккерт приняла участие в круглом столе по итогам саморегулирования в строительной отрасли.
У СРО три болевые точки: регионализация, компфонд ОДО и Нацреестр специалистов
 
Круглый стол, посвященный первым итогам реформы саморегулирования в строительной отрасли, прошел 28 марта в рамках Международной строительной выставки Batimat Russia 2017. Судя по количеству участников, реформа задела очень многих – и СРО, и компании.
Организаторами круглого стола выступили «Деловая Россия», «ОПОРА России», СРО «Союз «Межрегиональное объединение строителей», Агентство новостей «Строительный бизнес», Отраслевой журнал «Строительство» при активной поддержке Национального объединения строителей и выставки Batimat Russia 2017. Вел круглый стол член Федерального межотраслевого Совета «Деловой России» Михаил Викторов.
 
Открывая круглый стол, Михаил Викторов напомнил, что еще при формировании системы саморегулирования 8 лет назад многие положения, которые сейчас вводятся в ходе реформы, предлагались Российским Союзом строителей. В том числе, была и идея о создании только по одной СРО в каждом регионе России, однако тогда от этого отказались. Сейчас регионализации идет по другому принципу, но все же региональные компании возвращаются в СРО своих регионов.
Также М.Викторов напомнил, что НОСТРОЙ многократно обращался в правительство России с просьбой определить банки, в которых СРО могут безопасно размещать компенсационные фонды. Но понадобилось 7 лет и потеря 40 млрд рублей, чтобы эти банки были, наконец, названы.
 
Что касается исполнения требования о региональном формировании СРО, очень яркую картину последствий представила ответственный секретарь Комитета по строительству МСП "ОПОРА РОССИИ" Ольга Копылова. Ее выступление основывалось на аналитическом докладе, который ОПОРА России сформировала по итогам мониторинга компаний-членов СРО. Как показал мониторинг, все те риски, о которых говорила ОПОРА России на стадии принятия закона, очень громко аукнулись сейчас.
 
Мониторинг прошел в 46 регионах России, в нем участвовало более 500 респондентов – строительные компании, проектные и изыскательские организации. Основной упор мониторинга был сделан на исполнение требований регионализации СРО. Оказалось, что более 60% компаний не могут завершить процесс перехода в региональную СРО, поскольку «старая» СРО либо заставляет писать заявление о добровольном выходе, либо не перечисляет взнос в компенсационный фонд. При этом СРО, утратившие свой компфонды, изощрялись как могли, лишь бы не платить уходящим членам их взнос. Факты эти довольно широко известны, в связи с чем ОПОРА России предлагает обязать Ростехнадзор проверять СРО-нарушителей по заявлениям Национальных объединений. Именно обязать, поскольку сейчас Ростехнадзор имеет полное право на такое обращение не отреагировать.
 
Очень большую тревогу ОПОРЫ России вызвало озвученное Ростехнадзором намерение заставить СРО восстановить компенсационные фонды до исторической величины, не разбираясь, по каким причинам эти компфонды были утрачены. За все время существования системы саморегулирования 120 тысяч компаний-членов СРО и так уже вложили в нее от 3 до 10 млн рублей каждая, то есть, от 250 до 300 млрд рублей. А теперь предполагается заставить бизнес еще раз заплатить деньги за ошибки СРО или банковской системы и несовершенство законодательства. ОПОРА России категорически против такого требования, особенно на фоне падения объемов строительства и финансирования отрасли.
 
При этом ОПОРА России поддерживает возможность перехода компаний из одной СРО в другую в рамках региона, тем более что закон этого не запрещает. Такая возможность должна у компаний быть – это шанс покинуть проблемные СРО и стать членом надежной саморегулируемой организации, получив при этом – возможно – взнос в компенсационный фонд. Вполне возможно, что такой переход будет закреплен законодательно в рамках осенней сессии ГосДумы.
 
Результаты мониторинга ОПОРЫ России были опубликованы на сайте АНСБ и доступны по ссылке http://ancb.ru/publication/read/4060.
О состоянии саморегулируемых организаций столицы участникам круглого стола рассказал замкоординатора НОСТРОя по Москве Иван Дьяков. По его словам, в результате реформы в Москве из 99 СРО осталось 80, 21 ушли в другие регионы, 2 пришли в Москву. Исключены из реестра 2 СРО, еще 16 СРО нарушают требования закона, а еще 5 даже не открыли спецсчета и найти их невозможно. Прокуратура и Ростехнадзор оповещены об этой ситуации, но за последние три месяца особых шагов на этом направлении не видно. Наиболее проблемные московские СРО – это «ОБИНЖ Строй», «Строительный альянс «Монолит», «Региональный строительный Альянс», «Регионстройобъединение» и «Центр специального строительства и ремонта» - у всех них есть шанс в ближайшее время вылететь из госреестра СРО, поскольку НОСТРОЙ направил в Ростехнадзор необходимые документы.
 
 Сро "ЭкоСтрой" Batimat 2017
 
 
Главной задачей в настоящее время Иван Дьяков назвал формирование Нацреестра специалистов. Информированность строительных компаний на этот счет очень слабая, особенно в тех компаниях, которые состоят в многотысячных проблемных СРО. При этом именно такие СРО сейчас стараются привлечь как можно больше новых членов, чтобы исправить ситуацию с компенсационными фондами, а об информированности своих членов по текущим вопросам заботятся в последнюю очередь. Иван Дьяков призвал во всех конфликтных случаях обращаться в НОСТРОЙ, который очень оперативно реагирует на все обращения. Он также пообещал два раза в месяц проводить семинары для строительных компаний по внесению специалистов в Нацреестр.
Член Совета НОСТРОя, президент СРО «СОЮЗАТОМСТРОЙ» Виктор Опекунов сделал развернутый доклад на весьма интригующую тему: «Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательство: формировать – трудно, использовать – проблематично, восстановить – невозможно». В.Опекунов назвал формирование компфонда обеспечения договорных обязательств (ОДО) непредвиденной и весьма существенной нагрузкой на бизнес, поскольку суммы, которые следует компаниям внести в этот фонд, начинаются с 200 тысяч рублей, а заканчиваются 25 миллионами в зависимости от объема заключенных контрактов. Эти деньги где-то придется найти, и соответственно, затем восполнить повышением цены строительства объектов.
 
Формирование компфонда ОДО может быть весьма затруднительно, поскольку закон устанавливает минимальное количество компаний числом 30. Что делать, ксли в СРО не набирается такого количества фирм, желающих сформировать этот компфонд? И почему в случае, если это число менее 30, все остальное компании должны страдать и фактически отказываться от работы на госзаказе? И куда идти региональным компаниям, если региональная же СРО не хочет или не может сформировать компфонд ОДО? Ответа на эти вопросы нет.
 
Использование компфонда ОДО также несет в себе несколько проблем и, прежде всего, каким образом СРО должна отслеживать контракты всех своих членов, а также их работу в рамках контракта? Перед торгами она влиять на состав участников аукциона не может, сообщать ей о заключенных контрактах компании не обязаны, а о том, что член СРО нарушил сроки исполнения договора, СРО может узнать из судебного иска, когда сделать что либо становится невозможным. При этом компфонд ОДО совершенно беззащитен перед мошенническими схемами – а Виктор Опекунов привел, как минимум, четыре таких примера.
 
И последний вопрос: захотят ли компании-члены СРО восполнять компфонд ОДО после того, как на него будет обращено несколько судебных исков? Фактически, компании приговариваются к постоянным выплатам, а СРО – к созданию многоуровневых механизмов контроля за работой своих членов. Для этого понадобятся дополнительные кадры, а следовательно, вырастут членские взносы СРО. В итоге на бизнес опять лягут дополнительные выплаты. Вот и вся реформа СРО, которую начинали под знаменем облегчения работы для малого и среднего бизнеса.
 
Очень важный вопрос, который обсуждался на круглом столе, это, конечно же, формирование Национального реестра специалистов. Приказ Минстроя России, который определяет порядок ведения реестра, до сих пор не принят, и появится, видимо, в конце апреля. В этой ситуации множество вопросов остается нерешенными, в том числе, каких именно специалистов можно включать в Национальный реестр. Перечень специальностей не утвержден, еще можно внести туда поправки, но чем дольше этот процесс будет идти, тем меньше останется времени для работы по формированию Нацреестра.
 
При этом далеко не все СРО получат право первичной проверки и формирования пакета документов соискателя – такими правами в настоящее время НОСТРОЙ наделил всего 101 СРО, которая четко исполняет все требования закона. В этой ситуации особенно значимыми становятся репутация и работа тех СРО, к которым нет претензий ни у НОСТРОя, ни у Ростехнадзора. Одной из таких СРО, причем первой в списке, является СРО «Союз МООСС» - она сохранила в полном объеме компенсационный фонд, полностью разместила его на спецсчетах в уполномоченных банках и, соответственно, получила статус оператора по работе с Нацреестром специалистов. Также СРО «МООСС» готова приступить к формированию компенсационного фонда ОДО - здесь уже набралось более 30 компаний, готовых сделать свои взносы. Вполне возможно, что в ближайшее время наличие всех этих параметров станет очень большим преимуществом для компаний, которые будут искать надежную и работоспособную СРО.
 
Отметим, что в ходе круглого стола было задано много вопросов, и на часть из них ответа пока не существует. Возможно, что в ближайшее время НОСТРОЙ сможет что-либо ответить и по поводу Нацреестра, и по поводу формирования компфондов ОДО.
 
Поскольку острота вопросов о реформе саморегулирования не спадает, организаторы круглого стола приняли решение провести еще одно подобное мероприятие в рамках выставки «Строительная техника и технологии» с 31 мая по 3 июня. В ближайшие дни будет определена дата проведения круглого стола и начнется формирование программы.
 


Прочитано:789


Дата публикации: 03.04.2017г.   10:50:35
Информация обновлена:  03.04.2017г.   11:02:53
Информацию разместил:  Администратор сайта Ассоциации "ЭкоСтрой"